Когда душа входит в. Когда душа вселяется в тело ребенка: понятия в разных религиях, комментарии священнослужителей

Если родители задаются подобным вопросам, значит они верят в существование души и ее Создателя. Именно в религиозных трактатах, именуемых Священными Писаниями, можно найти ответ на этот вопрос.

Сроки вхождения души в тело ребенка в различных религиозных традициях

Каждое религиозное направление придерживается своего мнения насчет того, в каком возрасте человеческое дитя обретает душу. В одном единогласны все существующие на Земле религии – это происходит до рождения ребенка в чреве матери.

В православном христианстве , как и в древних восточных религиозных трактатах – Ведах, считается, что душа входит в плод в момент зачатия ребенка и слияния женской и мужской половых клеток его родителей.

Мусульмане придерживаются мнения , что душа сливается с крохотным физическим телом на 120-ый день после зачатия. В Коране написано, что сначала человеческое тело в материнской утробе 40 дней пребывает в виде семени, еще 40 дней – в виде сгустка крови и еще 40 дней как кусок плоти. Затем «является ангел, который вдыхает жизнь в тело будущего человека. В это же время определяется, будет ли человек счастлив или несчастен, продолжительность его жизни, действия и положенный объем средств на существование.

Сторонники иудаизма уверены , что душа вселяется в плод на 40-ой день его жизни. Однако в этой же религиозной традиции есть и второе мнение – душа приходит в момент зачатия.

Современные исследования этого вопроса

В наши дни существуют серьезные ученые, заинтересованные в исследовании вопросов вселения души в тело, реинкарнации и т.д. Наиболее ярким примером такой деятельности стал американский доктор философии, гипнотерапевт Майкл Ньютон. Всю информацию для анализа этот специалист получал от своих многочисленных пациентов, которые в состоянии гипноза рассказывали о своих жизнях после смерти, жизни в разных телах, вспоминали свои предыдущие воплощения.

В своей книге «Путешествия души» Ньютон рассказывает, что жизнь в чреве матери дается человеку для дополнительной адаптации души к новому телу. Также ученый считает, что нет четко определенного времени слияния вечной души с конкретным телом – это может произойти как в момент зачатия, так и в самые последние мгновения перед родами. Однако такое «запаздывание» случается крайне редко. Нередко пациенты доктора рассказывали о блуждании их душ вокруг матери уже после того, как произошло соединение с материальным телом. Из своих многолетних исследований американец сделал вывод, что у самого тела ребенка нет никакого выбора относительно принятия или отторжения вошедшей в него души.

КОГДА ВСЕЛЯЕТСЯ ДУША?

Все религии мира говорят о душе, но определение души, её поведение и другие аспекты в различных традициях разнятся. Дело в том, что у человека имеется несколько тонких тел, каждое из которых можно по некоторым параметрам отнести к душе.

Часто эфирное и астральное тело путают с душой. Надо заметить, что душа – нематериальная субстанция, а все тонкие тела, хоть и невидимы простым глазом – материальны. Они являются полевыми, энергетическими структурами. Конечно, было бы правильней называть эти тонкие тела «полуматериальными».

Слияние души и тела

Для того, чтобы произошло зачатие, чтобы эмбрион развился в полноценный плод и произошло рождение ребёнка (новой жизни), недостаточно одной лишь материи. Формирование плода может происходить лишь тогда, когда сформированы и сбалансированы энергетические тела. Или энергетические каркасы. Именно эти каркасы управляют физическими процессами. Причём не только на стадии развития плода, но и у взрослого человека. Например, может быть у человека потому, что нарушен энергетический каркас. В таком случае никакие диеты не помогут исправить положение. Необходимо вмешательство специалиста, способного сбалансировать тонкие энергии, тогда физическое тело само примет оптимальный вес и объём.

Наличие в человеческом теле бессмертной души мало у кого вызывает сомнение. Люди обладали этим знанием с глубокой древности. Но был период в истории человечества, когда эти знания пытались убить, а Бога заменить земными идеями. Даже в учебниках советской эпохи утверждалось, что религия создана для того, чтобы управлять людьми. Вряд ли для этого нужны были теологические и философские трактаты. Скорее наоборот, для управления людьми вполне подходит материализм. «Бога нет, а есть партия». И всё – точка.

Разные мнения на одну субстанцию

Но вернёмся к нашему главному вопросу. Когда же именно душа вселяется в плод будущего ребёнка? Приведу различные мнения от основных духовных традиций и мировых религий. Итак, христиане полагают, что душа и тело развиваются в утробе одновременно. Следовательно, душа вселяется в тело в момент . (Не важно, происходило оно естественным путём или с помощью ЭКО).

Вот что говорит Климент Александрийский (Кли́мент Александри́йский - христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы. авт. ). "Душа входит в материнскую утробу, подготовленную чрез очищение к зачатию... Когда извергается семя, как сказано, вселяется в семя Дух и, таким образом, содействует образованию плода... оттого и бесплодны до тех пор, пока душа, созидающая основание семени, не проникнет в [то, что составляет] помеху зачатию и рождению" .

В Иудаизме нет единого мнения на счёт того, в какой момент душа вселяется в тело. Одни традиции полагают, что это происходит в момент зачатия, а другие полагают, что на сороковой день после зачатия.

А вот что говорится на этот счёт в Исламе. «Каждый из нас находится 40 дней в утробе матери. Затем такое же время (сперма) превращается в клейкий сгусток. Затем столько же времени необходимо для превращения (сгустка крови) в кусочек мяса. Уже после этого посылается ангел для передачи души». (сура Ал- Хадж аят 5) .

А вот у тибетских лам существует такой термин (СоХам). «Со» - означает вдох, а «Хам» - выдох. Они полагают, что душа входит в тело с первым вдохом, а с последним выдохом покидает тело. Но здесь по-видимому речь идёт не о бессмертной душе, как таковой, а об энергии жизни, которую йоги называют Праной, китайцы – Ци, а японцы – Ки. В славянской традиции также существует понятие «животной души». Это и есть энергия жизни, но не божественная бессмертная субстанция.

Божественное подключение души

Как же обстоит дело на самом деле и почему столько противоречий во мнениях? Всё дело в том, что представить истинный процесс слияния бессмертного со смертным, вечного с временным очень сложно. Ведь душа нематериальна, это как информация без носителя. Она не вливается в тело подобно воде, не входит в него подобно воздуху, а как бы подключается. Это можно сравнить с подключением мобильного телефона к сети оператора. Ведь ничего в телефон не входит, ничего с ним физически не происходит. Но вот он был «неживой», нельзя было с него ни звонить, ни принимать сообщения. И вот он «ожил», оператор «вдохнул» в него «живую душу». А теперь представим, что подключение произошло задолго до покупки телефона. Допустим, заранее был определён номер и создана для него ячейка. И вот Вы приобрели телефон, подождали, пока он зарядится (допустим), пока деньги зачислятся на баланс и вот он «родился».

Нечто подобное происходит и с душой человека и его телом. В Аюрведе говорится, что душа соединяется с телом ещё до его рождения. Не стоит забывать, что в тонком мире нет понятия времени. Там прошлое, настоящее и будущее неразрывно соединены в сплошной поток энергии.

Методика вселения донорской души в тело будущего ребёнка (об этом я писал в статье «Управляемая реинкарнация»), как раз и создаёт подобное «подключение» еще до рождения и до зачатия. Этот способ позволяет избавлять женщин от бесплодия с поразительной эффективностью, а также приводить в баланс тонкие энергии и влияний со стороны.

Для начала, немного общеизвестных фактов. Православная церковь, как, впрочем, и другие ветви церкви христианской, к современным репродуктивным технологиям и, в частности, экстракорпоральному оплодотворению, относится резко отрицательно. Одним из самых существенных возражений против ЭКО при этом, на мой взгляд, является следующий постулат: при ЭКО зачастую выбирается один или 2 самых лучших эмбриона, остальные уничтожаются - человеческая душа существует с момента зачатия - селекция эмбрионов является убийством, равноценным убийству человека уже рожденного - ЭКО сродни смертному греху. Все остальные возражения, по большому счету, на мой взгляд, являются просто пустопорожним бряцанием красивыми словами.
При этом, как все понимают, ключевым для понимания проблемы является вопрос - когда возникает душа у эмбриона, т.е. с какого момента его можно считать полноценным человеком. Традиционная точка зрения у РПЦ, равно как и у Ватикана на этот вопрос - с момента зачатия, что, кстати, отличается от позиции, например, тех же мусульман или иудаистов. Иудаисты, к примеру, считают, что душа у эмбриона появляется на 40-ой день после зачатия, мусульмане - на 120-ый. Однако позиция христиан в этом вопросе всегда казалась мне незыблемой, хотя и вызывала некоторые вопросы - например, если душа человека возникает в момент зачатия, то что с ней происходит, когда, допустим, эмбрион на ранней стадии развития делится, и образуются близнецы. Надо сказать, человек я верующий, однако, большим специалистом в области богословия себя не считаю и потому всегда прислушивался в этом отношении к позиции отцов церкви, которые в силу своей «профессии» должны знать и понимать в этом вопросе гораздо лучше, чем я, а я привык доверять мнению профессионалов.
Однако недавно мне попалось крайне интересное эссе в интернете. Тема его лежит вне плоскости ЭКО - это отношение церкви к абортам; однако автор, исследуя проблему, по понятным причинам неизбежно упирается в вопрос о моменте появления души у человека. И большую часть своего материала автор посвящает именно этому вопросу. В сухом остатке - не все так однозначно в позиции христиан по этому вопросу. Есть многочисленные свидетельства того, что, по мнению апологетов религии, душа в эмбрионе возникает на определенной стадии его развития. Теперешняя же позиция церкви по этому вопросу, как и по многим другим - это «официоз» сегодняшнего дня. На мой взгляд, автор доказывает это достаточно убедительно. Впрочем, повторюсь, я не являюсь специалистом в богословии; во всяком случае, я ясно понимаю, что мои познания в этом вопросе гораздо скромнее, чем у автора, поэтому не буду ни спорить, ни соглашаться с ним, а предлагаю Вам составить свое собственное мнение по этому вопросу (материал ниже). Жирным я выделил те моменты, которые считаю особенно удачными для доказательства высказанного автором мнения.

***********************************

Евгений Кадосов. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАРОДЫШ НА РАННЕЙ СТАДИИ. Богословское осмысление
В православной литературе неоднократно приходится читать полемику касательно совершения женщинами искусственного прерывания беременности (или попросту говоря - абортов). Понятно, что греховность этого акта не может подвергаться христианами сомнению. Более интересный вопрос заключается, однако, в другом: когда происходит формирование человеческой личности в утробе матери и с какого момента человеческий зародыш является человеком. Противники абортов очень часто аргументируют свою позицию тем, что зародыш является полноценной человеческой личностью с момента зачатия. Следовательно, доказывают они, прерывание беременности даже на ранней стадии является убийством, а матери, совершившие его, подлежат епитимьи убийц. Однако этот вопрос является далеко не столь однозначным с точки зрения Православного Предания.
1) Канонические аспекты
Сторонники того мнения, что даже несформировавшийся эмбирон является полноценной человеческой личностью, любят ссылаться на второе каноническое правило св. Василия Великого, в котором, помимо прочего, говорится: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго, у нас несть ".Однако они обычно не цитируют правило полностью, а ведь дальше в нем разъясняется, почему св. Василий не делает этого различия: "Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно ". То есть суть в том, что при аборте имеет место попытка двух убийств, а не одно: во-первых, зародыша, а вторых - причинение опасности жизни самой матери, ибо от абортов многие женщины умирают (как известно, самоубийство является одним из тяжелейших грехов в христианстве, и покушение на него есть не меньший грех, нежели попытка убийства плода). Более ясно об этом свидетельствует текст его восьмого правила, тоже связанного с обсуждаемой проблемой:
Еще же, аще кто напоит кого либо тайным составом (хотя бы то было для иныя некия причины) и умертвит: таковаго признаем вольным убийцею. Сие часто делают жены, покушаяся некиими обаяниями и чарованиями, привлекати неких в любовь к себе, и дающие им врачебные составы, производящие помрачение разума. Хотя таковыя, причинив смерть, соделали не то, что имели в намерении: однако, за волшебство и занятие возбраненное, причисляются к вольным убийцам. Посему и дающие врачевство для извержения зачатаго в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственныя отравы.
Данный канон добавляет третий аспект: "волшебство". Ведь аборты в то время делались путем "составления смертоносных зелий", что уже автоматически делало человека убийцей. Именно по вышеуказанным причинам (риск самоубийства и волшебство) св. Василий присуждает епитимью вольного убийцы за аборт несформировавшегося плода. Известный канонист еп. Никодим (Милаш), толкуя второе правилом св. Василия Великого, пишет: "Жена, умертвившая зачатый в утробе плод, осуждается наравне с убийцей, во-первых за то, что умертвила плод, и во-вторых за то, что подвергла себя смертельной опасности, так как женщины по большей части и сами от этого умирают "
Другие каноны (21-е правило Анкирского собора, 91-е правило Трулльского собора) также подвергают абортниц епитимье человекоубийц, но не вдаются при этом в детали.
2) Святоотеческая воззрения
Вопрос о том, является ли человеком эмбрион, ставился еще в Ветхом Завете. В книге Исход есть одно важное место: "Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу " (Исх. 21,22-23). Вроде бы, тут о статусе зародыша не упоминается. Однако проблема в том, что в русском тексте Библии имеет место неточный перевод. В славянском тексте (и, соответственно, Септуагинте, за которой он следует) данное место читается так: "Аще биются два мужа и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да отщетится: яко наложит муж жены тоя, подобающе да отдаст. Аще же изображен будет, да отдаст душу за душу ". То есть логика правила следующая: если младенец уже имеет вид человека ("изображен"), то виновника его гибели будут судить за убийство, а если нет, то назначается значительно менее строгое наказания. Очевидно, что автор книги Исход считает полноценным человеком только сформировавшийся плод. Это подтверждает блаженный Феодорит Кирский:"Церковь, покорствуя словесам Божиим, особенно гнушается этим учением еретиков, отвращается же басней и других лжеучителей и, веря Божественному Писанию, говорит, что душа создана вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего создания, но изволением Творца приходит в бытие по образовании тела. Ибо божественный Моисей сказал, что сначала создано тело Адамово, а потом вдунул Бог душу. Взял персть от земли, и созда Бог человека, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу (Быт.2:7). Этого же вдуновения не называем с Кердоном и Маркионом какою-либо частью Божественной сущности - утверждаем же, что этим обозначается естество души, а именно что душа есть дух разумный и мыслящий. И в законах этот же пророк еще яснее научил нас, что сперва образуется тело, а потом вдыхается душа, ибо об ударившем беременную сказал: Аще изыдет младенец изображен, да будет око за око, зуб за зуб, и прочее: Аще же изыдет не изображен, тщетою да отщетится (Исх.21:22-24), а этим научает, что младенец, образовавшийся в утробе, одушевлен, а необразовавшийся - не одушевлен. Так и достойный всяких похвал Иов говорил ко Господу: Помяни, яко брение мя создал еси, в землю же паки возвращаеши мя. Или не яко же млеко измелзил мя еси, усырил же мя еси равно сыру? Кожею же и плотию мя облекл еси, костьми же и жилами мя сшил еси (Иов.10:9-11). И, показав этим предшествовавшее образование тела, потом присовокупил песнопение об одушевлении тела, ибо говорит: Живот же и милость положил еси у мене (12); упоминает после этого и о попечительности: Посещение же Твое сохрани мой дух (12); потом проповедует Божие всемогущество: Сия имеяй в Тебе, вем, яко вся можеши, и не возможно Тебе ничтоже (13). Почтил же Бог тело этим преимуществом по времени, чтобы установить равенство. Поскольку душу сотворил бессмертною, а тело - смертным, то телу дал старейшинство по времени, чтобы душа не величалась пред ним, преимуществуя и по естеству, и по времени". (Сокращенное изложение божественных догматов, 9. О человеке).
Богословским основанием в данном случае служит иконографический аргумент. Человеком может являться только то, что имеет образ человека . Соответственно, существо, внешне не имеющее человеческого облика, не есть человек. Идеальный образ человека, разумеется, это воплотившийся Господь Наш Иисус Христос, и "человечность" может быть измеряема близостью к этому образу. Св. Феодор Студит, один из столпов доктрины иконопочитания, пишет в полном согласии с предыдущими отцами: "Конечно, справедливо то, что образ Христа находился в Нем как в первообразе и прежде, чем он был получен посредством искусства. Ведь то, что еще совсем не получило образа, и не есть человек, а какой-то недоносок, и, конечно, ничто не может быть названо первообразом, если не имеет на веществе изображения, с него перенесенного".
И далее: "Сказать - Господь созда мя - значит то же, что сказать - Господь дал мне очертание. Если же,—вследствие того, что не написано „Господь создалъ меня", или „Господь облек меня телом", -- нельзя говорить, что Он не совершил этого, то такимъ же образомъ -- вследствие того, что написано -- Господь созда мя, -- всем, желающим правильно мыслить, следует понимать одинаково с тем, что Он и дал мне очертание. Ибо творение даже и для тех, которые мало понимают, есть свойство ограничения и очертания". (Антиеретики 3,9).
В полном согласии с восточным отцами были и отцы западные. Блаженный Августин в толковании на Исход утверждает, что душа человека не может существовать в несформировавшемся теле. До принятия облика человека эмбрион имеет лишь растительную или животную душу ; соответственно, аборт на ранней стадии не является убийством. "Оно (Писание), таким образом, не распространяет понятие убийства на несформировавшийся эмбрион, ибо определенно то, что еще находится в утробе не может считаться человеком...
Если же зародыш еще бесформен, но уже имеет душу (ибо большой вопрос о душе не может быть отброшен скорым суждением), то Закон не может быть распространен на убийство, ибо живая душа в данном тебе не имеет чувств если то, что во плоти еще не сформировано и, следовательно, не одарено чувствами". (На Исход 21:22-25).
За Августином следует и Блаженный Иероним : "Семя постепенно принимает форму в утробе, и его аборт не может считаться убийством до тех пор, пока индивидуальные элементы и конечности не приобретут внешнее очертание" . (Письма 121, 4).
Эта позиция была воспринята Западной Церковью, став частью знаментого Декрета Гратиана. Суммируя воззрения своих предшественников, св. Фома Аквинский в 1200-х годах пишет о том, что сразу после зачатия эмбриону присуща лишь растительная душа, которую потом сменяет животная и, наконец, когда плод приобретает очертания человека, у него появляется душа разумная: "Растительная душа, которая появляется первой, когда эмбрион живет жизнью растения, исчезает и сменяется более совершенной душой, питательной и чувствительной, и тогда плод живет животной жизнью; когда же она исчезает, то заменяется душой разумной, привносимой Богом". (Об истине Католической Веры, книга II, гл. 89).
Стоит упомянуть, что описанная выше доктрина "постепенного очеловечения" была утверждена в качестве догмы Католической Церкви Венским Собором в 1312 году и никогда не была официально отвергнута Ватиканом .
3) Платонизм и аристотелизм в антропологии
Корень неправильного понимания данной проблемы лежит в некритическом восприятии платоновской философской доктрины. Согласно Платону, тело есть "темница души", то есть основная сущность человеческой личности находится в душе, а не в совокупности "душа + тело". Следовательно, если душа дается эмбриону в момент зачатия, то именно с этого момента человек существует как полноценная ипостась, даже если тело зародыша еще не сформировалось. Нужно отметить, что, несмотря на огромную ценность философии Платона в целом и ее влияние на святоотеческое богословие, многие ее моменты породили рад ересей, и как таковая она в итоге была осуждена на Константинопольском Соборе 1076 года (Собор на Иоанна Италла).
В противовес платоновской философии система Аристотеля не противопоставляет тело душе. Душа есть "энтелехия", то есть формообразующий принцип тела. Тело не есть что-то внешнее для души, но образуется согласно идеальному принципу, заложенному в душе. Иными словами, наше тело для нас не есть случайный сосуд, в который помещена душа (наподобие того, как вино может быть разлито в бокал любой формы), но форма нашего тела, черты лица, строение и прочее, что отличает одну человеческую личность от другой, таковы именно потому, что у данного человека именно эта душа, а не иная. Тело выявляет вовне то, что скрывает в себе душа. Недаром ведь по лицу человека можно определить до известной степени его душевные качества, а наши страсти всегда "проявляются вовне": если человек впадает в смертные грехи, то это отражается на его внешности, так же, как когда он, наоборот, проводит время в покаянии и очищении. В отличие от философии Платона, система Аристотеля как таковая никогда не была осуждена Церковью, но, напротив, явилась основой христианской схоластики, как на Востоке (св. Иоанн Дамаскин), так и на Западе (св. Фома Аквинский).
Те, кто утверждает, что человек есть личность с момента зачатия, сознательно или бессознательно принимают платоновскую, а не аристостотелевскую парадигму, и, соответственно, идут вразрез со святоотеческим Преданием. Если ипостасность человека отождествляется с духовным началом (душой), то тело является для ипостаси чем-то внешним. Отсюда душа может предсуществовать телу (как учил Ориген), или же Ипостась Логоса во Христе отождествляется с "духом" (Апполинарий Лаодикийский). Споры о том, что образуется раньше - душа или тело, - проистекают тоже по этой причине. Святоотеческое богословие на этот счет говорит, в противовес оригенизму, что душа образуется вместе с телом, но тут важно не столько "время образования", сколько осознание того факта, что душа и тело - это не две независимые друг от друга субстанции, которые механически совмещаются друг с другом, даже если и образуются в один момент времени. Ни тело не отделимо от души, ни душа от тела. Эта связь не разрывается даже в момент физической смерти - об этом учит православная традиция почитания святых мощей. И жизнь будущего века для людей будет продолжаться в воскрешенных телах, а не в виде чисто "духовного существования". И тела эти будут напоминать те, которые были на земле, но преображенные. Мы можем лишь догадываться о том, какими они будут в действительности, но ясно, что у святых и праведников они будут прекрасными, а у нераскаянных грешников - уродливыми и отталкивающими.
Человеческая ипостась, однако (в противовес платоникам), не равна одной душе, но включает в себя полноту человеческого естества: одухотворенную душу и тело. Соответственно, пока тело не развилось достаточным образом, чтобы являть образ человека, говорить о полноценной человеческой личности богословски некорректно. О недостроенном доме, который не принял еще очертания дома, нельзя сказать, что это дом, даже если он полностью спроектирован на бумаге. Напротив, когда у него уже есть окна, двери и крыша, он является домом, даже он изнутри еще не отделан.
4) Современная полемика: статья игумена Феогноста (Пушкова)
Для более наглядной иллюстрации представленных выше воззрений возьмем статью иеромонаха (ныне священноигумена) Феогноста (Пушкова). Рассматриваемый нами труд называется "Православная антропология о зачатии человека", и посвящен он выяснению вопроса о том, с какого момента зародыш является человеческой личностью. О. Феогност убежден, что таковым эмбрион становится с момента зачатия. Как же он аргументирует это?
Прежде всего, поражает внимание тот факт, что о. священноигумен напрочь игнорирует многочисленные святоотеческие высказывания на эту тему. Более того, проблематика Исх. 21:22 и толкования святых отцов на это место им не затрагиваются абсолютно. Единственный, кого он косвенно упоминает в этой связи - это блаженный Феодорит Кирский, но тут о. Феогност отделывается доводом о крипто-несторианстве последнего. Данное замечание, возможно, и справедливо, но выше мы исчерпывающе показали, что не только блаж. Феодорит, но и целый сонм как западных, так и восточных отцов самых разных эпох согласно учит о том, что человек становится личностью только после формирования плода в утробе матери. Никаких прямых слов других отцов относительно того, что человек - личность с момента зачатия - им также не приводится. Основная тяжесть аргументации отца Феогноста приходится на эпизод о Благовещении. Он пишет, например, следующее: "В Христологии очень важно учение о единстве Ипостаси Христа. В Нем нет человеческой ипостаси, т.к. с самого первого момента возникновения человеческой жизни эта жизнь была жизнью вочеловечившегося Бога! ". Мы можем с этим только согласиться. Однако возникает вопрос: какое в таком случае отношение вочеловечение Христа имеет к вопросу о статусе человеческого зародыша на ранней стадии беременности? Ведь во Христе 1) Не было человеческой ипостаси 2) Не было собственно оплодотворения мужского семени, из которого потом развивается зародыш. Было таинственное нисхождение Святого Духа на Деву Марию, было принятие предвечным Словом, Второй Ипостастью Пресвятой Троицы человеческого естества (но не ипостаси!). Зачатие Христово в этом плане есть вещь сверхъестественная, исключение из общего ряда, и никоим образом не может служить для сравнения с обычным человеческим размножением.
Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, существовал и существует предвечно . В момент Благовещения не произошло рождение новой человеческой личности , но предвечно существующая Ипостась Логоса приняла человечесую плоть. Христос ипостасно существовал и за 100, и за тысячу лет до воплощения, но остальные люди получают личностное бытие только с возникновением и развитием тела. Эту разницу и имеет в виду святой Иоанн Дамаскин, когда говорит о Благовещении следующее: "Тогда осенил ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога, единосущный Отцу, и из непорочных и чистейших ее кровей образовал Себе начаток нашего состава — плоть, оживленную душею мыслящею и разумною, — не через оплодотворение семенем, но творчески, через Святаго Духа. При этом человеческий образ не через постепенные приращения составлялся, но сразу совершился". (Точное Изложение Православной Веры 3,2).
То есть, в случае обычного размножения человеческая личность складывается постепенно . Этот процесс начинается с момента оплодотворения и заканчивается, когда эмбрион приобретает образ человека. Христос же, изначально и предвечно, имея все ипостасные свойства, в момент вочеловечения принимает человеческую плоть, оставаясь Вторым Лицом Пресвятой Троицы. Механизм бессеменного зачатия для нас, разумеется, навсегда останется тайной. Однако стоит помнить, что традиционного "оплодотворения яйцеклетки" (и вообще мужского семени) там не было, поэтому стадия, соответствующая "несформировавшемуся эмбриону" в данном случае вообще могла отсутствовать.
Однако ключевым аргументом о. Феогноста является следующее утверждение: ""Не бывает природы без ипостаси", а потому и то, что находится в утробе матери с самого первого момента "возникновения" или "зачатия" имеет свою ипостась. И это ипостась человека ". Верно, по святоотеческому учению (изложенному, например, святым Василием Великим в его письмах) природы не бывает без ипостаси. Но при этом справедливо и обратное утверждение: ипостась также не может существовать без природы. А природа человек состоит, согласно православному учению, из разумной души и тела. Причем тело должно иметь образ человека, согласно иконографическому аргументу св. Феодора Студита. Если же этого образа нет, то говорить в строгом смысле о естестве человека нельзя и, соответственно, - о человеческой ипостаси .
Отсюда проистекают и другие несуразности. Например, оппоненты совершенно корректно указывают о. Феогносту на тот факт, что при зачатии гибнет большое количество оплодотворившихся эмбрионов. Если эмбрион - личность с момента зачатия, то, выходит, что с каждым таким актом происходят десятки микроубийств? О. священноигумен отмахивается от этого аргумента следующим образом: "Ну хорошо, много эмбрионов гибнет самостоятельно, и что с того? В Средние века была большая детская смертность, сейчас ее рецидивы имеют место быть. И что с того? Смерть как трагедия рода нашего вошла в мир, и мы за это не несем вину ". Однако сравнение с детской смертностью и вообще смертью как трагедией человеческого рода тут некорректно. Люди не были напрямую виновны в высокой детской смертности: она была именно что общим следствием грехопадения и нашего несовершенства. Развитие науки и технологий эту проблему в значительной степени решило. Однако гибель эмбрионов есть прямое следствие определенных человеческих действий: если бы не было полового акта, то не было бы и этих неминуемых(!) смертей. Но кто вложил в человека половое влечение, заставив его с необходимостью размножаться именно таким образом? Бог. Выходит, если следовать логике отца Феогноста, то именно Бог является виновником гибели многих человеческих личностей, происходящей при каждом совокуплении мужчины и женщины...
5) Практико-этические соображения
Самое главное, что необходимо отметить в связи с вышеизложенным, это то, что хотя прерывание беременности на ранних стадиях не является убийством, оно все равно остается смертным грехом , как это и отмечается в канонах Православной Церкви (2-е прав. Василия Великого и других). Мотивом написания данной статьи было не "оправдать аборты", а опровергнуть ложные богословские предпосылки, на основании которых зародыш до формирования считается человеческой личностью. Сознательный аборт для христианина недопустим, а совершение его должно за собой влечь соответствующие канонические и дисциплинарные санкции со стороны пастырей Церкви .
Интерес, однако, представляют иные моменты. Так, очень часто среди православных принято различать между "абортивными" или "неабортивными" средствами контрацепции. При этом абортивные средства отрицаются на основании того, что они приводят к убийству, а неабортивные, наоборот, считаются "допустимыми". Выше мы показали, что гибель несформировавшегося зародыша убийством не является, а поэтому в принципе разницы между "абортивными" и "неабортивными" противозачаточными средствами нет. Важно, однако, другое: насколько вообще эти средства приемлемы в жизни христианина? Пусть аборт на ранней стадии не есть убийство, но он все равно никогда не считался допустимым Отцами Церкви. Греховность тут заключается в противлении Божественной воле, в недопущении новой жизни в этот мир. Позиция Католической Церкви, которая запрещает вообще любые виды контрацепции кроме "естественной", является более богословски последовательной в данном вопросе, чем взгляды некоторых православных авторов.
Более сложным вопросом является "аборт по медицинским показаниям", то есть хирургическое вмешательство, приводящее к гибели плода, в случае угрозы жизни матери. В тех случаях, когда зародыш еще не приобрел человеческие очертания, допустимость операции не может подлежать сомнению. К аборту же на поздней стадии, предпринимаемому для спасения жизни матери, вполне применимы соответствующие слова из "Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви" (XII,2): "В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь".
В последнее время особым предметом дискуссии стал вопрос о об искусственном прерывании внематочной беременности, который является частным случаем аборта по медицинским показаниям. Разрыв маточных труб, который часто влечет за собой летальный исход для женщины, происходит обычно в конце второго месяца беременности, то есть как раз перед началом того периода, когда эмбрион начинает приобретать очертания человека. Следовательно, с точки зрения православной антропологии хирургическое вмешательство в данном случае не будет являться убийством и, соответственно, является морально и богословски оправданным. Жизнь матери здесь являет собой несоизмеримо большую ценность.

Вхождение Души в тело.

Душа ещё не родившегося младенца уже знает, через какие трудности и муки ей предстоит пройти, и поэтому Душа будущего ребёнка не ощущает большой радости от прихода в этот мир.
Душа сначала проецирует себя в виде голографического полевого Образа и на основании этого Образа строит своё конкретное земное тело. Этот Образ - голограмма и диктует делящимся клеткам, когда и куда должны расти ноги, руки, голова. Волновой Образ заполняется материей. Голографически полевой Образ связывается с Физическим Телом в момент, когда яйцеклетка принимает в себя сперматозоид.
Душа приходит в яйцеклетку раньше, если она видит, что мать отталкивает отца, т.е. яйцеклетка отталкивает сперматозоид. Женщина, одолеваемая страхами, неспособна принять то, что ей предлагает мужчина.
Она видит в ближнем себя и начинает его отталкивать. Душа видит это и является с любовью, чтобы уравновесить страхи матери. Когда Душа связывается с яйцеклеткой, она связывается и с самой женщиной. Женщина уже не отталкивает мужчину с прежней силой, и сперматозоид проникает в яйцеклетку. Так Душа помогает себе воплотиться в Теле.
"Беременных иногда тошнит от мужских хромосом".

В период беременности между организмом матери и плода происходит обоюдный обмен. Женщина просто "вынуждена" приобретать некоторые черты и характеристики своего будущего ребёнка,- иначе плод не выживет. Ведь эмбрион несёт в себе наследственность матери и отца, а любой чужеродный орган, любая чужеродная клетка отторгается организмом. Зародышу достаётся от папы половина генетической программы, которая для маминого организма не своя и она должна быть отторгнута как чужеродная. Чтобы не быть принятым за чужака, этот комочек новой плоти должен приспособиться сам и помочь маме приспособиться. На пятой недели беременности организм женщины начинает получать от эмбриона бесчисленное количество разнообразных "посланий". Эти "послания" передаются матери через химические субстанции типа гормонов. Эмбрион посылает также и стволовые клетки, которые "колонизируют" материнский костный мозг и "обживаются" в нём. Производимые ими лимфоциты остаются в организме матери на всю жизнь. Через младенца мать получает "в наследство" некоторые генетические "подарки" от мужа, доставленные в её тело с клеточками "посланника"- их совместного ребёнка. Женщина посредством развивающегося в ней ребёнка приобретает на физиологическом уровне определённые черты собственного мужа. Информация, получаемая беременной женщиной от эмбриона, необходима для того, чтобы организм будущей мамы легче адаптировался к развивающемуся в ней новому существу.
Если мужчина делает не так, как желает женщина, то отдаваемое им будет отвергнуто, даже если ребёнка желают. Её имунная система может взбунтоваться и ради собственного спасения вытолкнуть из организма то, что ею не принимается.

Всякая Душа (Сознание) приходит в Физическое Тело по-своему. Души входит в "Тело" в разном состоянии Сознания.
Первый - вход Души в полном Сознании, но оно утрачивается во время созревания плода и выхода из матки.
Второй - вход Души в полном Сознании, где он созревает и покидает лоно в полном Сознании. В полном Сознании Душе будет очень трудно пережить все страдания созревания.
Третий - вход и выход Души в бессознательном состоянии.

Когда придёт время вселения в Тело, Душа будет увлечена в Божественный Свет. С потерянной или едва сохранившейся памятью Душа возвращается на Землю, проваливаясь в наполненный Светом ТУННЕЛЬ. Постепенно Душа теряет сознание и соскальзывает в состояние, подобное глубокому сну, будучи проснуться в утробе своей новой матери.

Когда Душа спускается в Тело, её в это время сотрясают мощнейшие вибрации, сопровождаемые разного рода завихрениями. Должен пройти определённый период, пока всплески успокоятся, пока утихнут скоростные вибрации, пока всё постепенно не придёт в норму. В этот момент Душа особенно уязвима перед всякими опасностями.
Окончательно Душа соединяется с телом в годовалом возрасте, иногда в 3-х летнем или 5-ти летнем. Сам по себе каждый ребенок - это личность. Его душа согласно учению о переселении душ уже не в первый раз возвращается на Землю. В энергетическом поле каждого человека хранится информация о его прошлых жизнях. На эту информацию сверху как бы накладывается информация из нынешней жизни, полученная от своих родителей и родственников. Все это причудливым образом сплетается в единое целое.
Если в семье ребенок желанный, он будет очень общительным и ласковым. Если ребенок нежеланный, то он будет замкнутым и раздражительным. Самые тяжелые случаи - это когда рождения ребенка не желает сама мать, отец или их родители, то есть самые близкие люди.
Ребенок уже в утробе чувствует, кто и как к нему относится. Любые негативные мысли и эмоции отражаются на его судьбе, он будет малообщительным, у него будет масса комплексов, от которых нужно будет избавляться на протяжении всей жизни. Беременность у матери будет протекать с осложнениями. И сам ребенок впоследствии родится слабым и болезненным.
И горе той бабушке, которая, не признавая свою невестку или зятя, не желает даже рождения детей от этого брака. В будущем как бы она ни окружала вниманием и заботой своего внука или внучку - она уже никогда не сможет покорить их сердца и получить ту любовь и внимание, которое мы все так ждем от детей.
То есть полотно человеческой судьбы соткано из тысяч мельчайших ниточек, каждая из которых имеет свое особое значение. Человек в этом мире существует не сам по себе - он является частью огромной взаимосвязанной системы.
Душа входит в Тело через одну из чакр. В какую именно чакру войдёт Душа зависит от того, насколько она духовно развита. Если Душа находится на полуживотном уровне или если это для неё ранняя инкарнация в Царстве Человека, то она войдёт через одну из нижних чакр. А если человек провёл много прежних жизней в поисках духовности, то Душа войдёт в Тело через одну из верхних чакр. Это вхождение определяет его мотивации и жизненные цели. Во время развития духовности в течение жизни Прана постепенно поднимается к верхним чакрам.

Внешность ребёнка.

Мать может оказать влияние на внешность ещё не родившегося ребёнка. Утробный плод - пластическая субстанция, которой мать может придать красивую или некрасивую форму, или сходство с каким-либо лицом или лицами, может наложить на него отпечаток или изображение которое ярко присутствовало в её воображении во время беременности. В критический, эмоционально насыщенный момент она может воздействовать на чувствительную поверхность утробного плода, которая может воспринять это изображение.
"У состоятельных греков был обычай устанавливать прекрасные статуи около кровати будущей матери, чтобы у неё всегда перед глазами были совершенные образы".

Ребёнок, который желает нравиться матери, внешне походит на мать.
Ребёнок, который желает нравиться отцу, внешне походит на отца.
Кто желает нравиться обоим родителям, тот наследует от обоих наиболее выигрышные внешние черты. Кто желает нравиться самому себе, тот вообще на родителей не похож. Кому нравится самобытность, тот ни на кого не похож, он самобытен. Ребёнок может быть похож на бабушку или дедушку, это значит, что он, находясь в материнской утробе, желал нравиться бабушке или дедушке. Этот ребёнок родился благодаря любви бабушки или дедушки. Желание это может меняться, и, соответственно ему, человек при жизни может неоднократно менять своё сходство.
Внешнее сходство ребёнка с кем-то из взрослых является выраженной благодарностью за оказанную этим человеком жизненно важной поддержки. Элемент сходства является знаком выражения любви и признательности.
Кто не желает нравиться матери, похож на неё внешне, но имеет некий изъян либо врождённый дефект. Если протест против матери возникает после рождения, то одновременно возникает и дефект.
Кто не желает нравиться отцу, у того сходство с отцом нарушается неким изъяном либо деформацией скелета.
Кто очень сильно протестует против родительских иллюзий, тот рождается с аномалиями лицевой части черепа. Так осуществляется желание ребёнка быть самим собой. Это так же может быть и суровая расплата за собственный протест из предыдущей жизни. Косметическое и операционное устранение дефектов удаётся успешно тем, кто высвобождает внутренний протест против своих родителей.
Физический изъян всегда восполнен духовными способностями, ибо всё в Природе уравновешено.

Как ислам понимает жизнь до рождения?

Есть ли у ребенка душа или дух до рождения?

Когда он получает душу или дух?

Или есть ли жизнь до зачатия?

Какое место в жизни занимает кровь?

Говорят, что жизнь находится в крови, так как мы получаем жизнь, когда мы получаем кровь в матке и мы перестаем жить, когда мы умираем, и наша кровь приходит в состояние покоя. Попытаемся открыть точку зрения ислама на все изложенные выше вопросы в нашей статье.

Что такое жизнь до рождения в понимании ислама?

Жизнь — это ряд молекулярных событий и биохимических реакций в каждой клетке человеческого тела, событий и реакций, которые не следует путать с рух (душой человека), о которой у нас очень мало знаний. Жизнь начинается в эмбрионе во время зачатия. И это несмотря на то, что жизнь существовала даже в предшественниках — яйцеклетке и сперматозоидах, которые были в яичках и яичниках. На самом деле, как мужская сперма, так и женская яйцеклетка содержит в себе жизнь до того, как происходит оплодотворение, но в них нет души (рух).

В Коране сказано:

«Прошло то время, когда человек пребывал в полной безвестности» (Сура аль-Инсан «Человек».76:1)

Трудно представить себе, что 150 лет назад мы не знали, что только один сперматозоид из миллионов, присутствующих в сперме отца в один момент времени может оплодотворить только одну яйцеклетку и позволяют родится ребенку, а остальные миллионы сперматозоидов умирают в этом процессе. В настоящее время, когда мы знаем об этой борьбе за выживание, мы хорошо представляем, как повезло каждому из нас в том, что мы живы сегодня.

Эта единственная клетка мужчины (спермотозоид), которая содержит X или Y хромосомы, которые определяют пол будущего потомства. Ребенок становится женщиной, если хромосомы составляют комбинацию XX и становится мужской, если хромосомы составляют комбинацию XY.

В Коране сказано:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». (Сура Ан-Ниса «Женщины». 4:01)

«Именно Он сотворил вас из единой души и из нее же создал супругу, чтобы он (т. е. Адам) находил покой у нее. Когда же [Адам] сошелся с ней, она понесла легкое бремя и стала ходить с ним. А когда она отяжелела от бремени, они обратились к Аллаху, своему Господу: «Если Ты пожалуешь нам благочестивого [сына], то лишь к Тебе [устремится] наша благодарность». (Сура аль-Араф «Преграды». 7:189)

Просто напоминание. Мы никогда не должны винить жену, если она не дает ребенка мужского пола, как это делают некоторые. Это потому, что определение мужского пола присутствует в Y хромосоме мужа и может быть только реализовано только через его сперму.

Есть ли у ребенка душа (рух) до его создания в утробе матери?

Нет. Ребенок не имеет рух (души) до его создания в утробе матери.

Когда ребенок получает душу (рух)?

Мусульманские ученые считают, что человеческая жизнь начинается вскоре после четвертого лунного месяца зачатия, когда плод становится жизнеспособным, то есть достоин жить. Особенное значение имеют определенные события, о которых сообщил Абдулла ибн Мас`уд, который передал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным» (Аль-Бухари).

Ибн Аббас утверждал, что процесс вдувания духа происходит в течение 10 дней после того, как закончился 4-месячный период. Если плод умер, до этого периода, то не должно быть никакой Джаназа молитвы (заупокойная молитва). Следует также отметить, что процесс вдувания духа — присущ именно человеку. У животных нет рух.

Мусульмане принимают, что душа это то — о чем Аллах говорит в Коране:

«…затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (Сура ас-Саджда «Поклон» 32:9)

«Когда же Я отолью его и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц и бейте челом». (Сура аль-Хиджр 15:29)

Если бы Аллах не вдохнул в форму глины собственный дух, мы, человеческие существа были бы статуями из глины без жизни и без души. В этом дыхании, которое исходит от Аллаха, и которое мы называем Рух, воплощено все потенциально положительные качества человеческого существа. Вероятно, они должны присутствовать в этом Рух, который входит в плод в утробе матери, и плод становится жизнеспособным вскоре после четырех лунных месяцев зачатия.

Есть ли жизнь до зачатия?

Да. До зачатия существует жизнь. Она заключается в жизни спермотозоидов и яйцеклетки, которые не имеют Рух.

Какова роль крови?

Физически кровь действует только как питательное вещество. Ее можно слить полностью со всего тела и заменить, и человек по-прежнему будет жить и будет иметь душу. Сердце может быть удалено из организма (как это делается с сердцем лягушки, когда его кладут в солевой раствор) и оно будет держать способно качать кровь в течение нескольких дней. Сердце будет живым в течение нескольких дней, но где же все-таки находится душа?

Если ампутировали одну конечность, в этой конечности нет души, хотя в ней еще содержится жизнь и конечность может быть возвращена в тело. Итак, еще раз, где же находится душа? Все четыре конечности могут быть ампутированы, но душа может быть до сих пор не повреждена.

Тогда душа физически находятся в крови? Нет, потому что кровь может быть полностью слита и заменена. Находится ли душа в зародышевом слое наших половых органов, таких как, семенники и яичники? Нет, потому что душа по-прежнему присутствует при отсутствии наших репродуктивных органов. Хотя мы знаем, что душа так или иначе присутствует в живом организме, мы не знаем, где он находится.

Кроме того, это может быть бесполезным занятием — искать месторасположение духовной сущности, о которой Аллах дал нам очень мало знания. В Коране ясно сказано, что Рух — это божественное дело секрет которого известен только Аллаху. Об этом говорится в Коране:

Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи:

«Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало» (Сура аль-Исра «Ночной перенос». 17:85).

Похожие статьи